Архангелы
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Архангел)
Перейти к: навигация,
поиск
У этого термина существуют и
другие значения, см. Архангел (значения).
Архангелы Михаил и Гавриил
Арха́нгел (греч. αρχι-, «главный,
старший» + греч. άγγελος, «вестник,
посланец») — в христианских представлениях старший ангел.
В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти
чинов ангельских.
В канонической Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил,
но согласно традициям церкви, архангелов несколько. По классификации ангелов,
изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — нач. VI в.) «О
небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике
ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й —
начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) —
существует семь Архангелов:
- Уриил, властвующий
над небесными светилами;
- Рафаил, властитель
мысли человека и его исцелитель;
- Рагуил, подвергающий
наказаниям мир светил;
- Михаил, покровитель
израильского народа, он же главный Архангел;
- Сариил, начальник
над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех;
- Гавриил, страж рая и
начальник над духами, оказывающими помощь людям;
- Иерахмиил,
наблюдающий за воскресением мёртвых.
Видимо, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам
вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с
одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов
(небесного воинства) называются также архистратигами.
В Русской Православной церкви почитаются
Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны ещё Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.
Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по старому стилю), в день
Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных. Только монахи
становились Рафаилами, Уриилами, Селафиилами, Иегудиилами, Варахиилами,
Иеремиилами.
[править] Архангел Михаил
Основная статья: Архангел Михаил
«Архангел Михаил»
XIII
век, Монастырь Святой Екатерины
Архангел Михаил (ивр.
מיכאל, Михаэ́ль — «Кто как
Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ)
— главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила:
- «Но князь царства
Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из
первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских»
(Дан.10:13).
- «Впрочем я возвещу тебе,
что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в
том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан.10:21).
- А также в пророчестве о
Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за
сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как
существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все,
которые найдены будут записанными в книге
— Дан.12:1
Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила
следующие упоминания ангелов, не названных по имени:[1]
В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что
святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера
и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в
правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного
креста, в ознаменование победы Креста над диаволом»[2]
Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей
восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением
денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать
за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за
церковь и чад ее.
Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее
отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным,
всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и
самоотвержением.[3]
— Иннокентий,
архиепископ Херсонский
Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в
восспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической — 8 мая
и 29 сентября.
[править] Архангел Гавриил
Основная статья: Архангел Гавриил
Архангел Гавриил (византийская икона, ГТГ)
Архангел Гавриил (с еврейского — муж Божий).
В Библии называется ангелом. Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом
Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он
возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя,
Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. Считается ангелом
хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа;
по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же
унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение
того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время
путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.
Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).
Упоминается в канонических книгах:
Дан. 8:16 и 9: 21;
Лк. 1:9 и 26.
Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон»,
«изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в
левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из
зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом
истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия
домостроительства, спасения человечества.
Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость
Божия или Сила Божия .
[править] Архангел Варахиил
Основная статья: Архангел Варахиил
Архангел Варахиил (благословение Божие) — в Библии не упоминается,
известен только по преданиям.
В книге «Руководство к писанию икон» о нём сообщается: «Святый
Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам
Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы,
как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное
поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии
Небесном». Белые розы выступают символом благословения Божиго.
Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела
многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на
всякое доброе житейское занятие.
— Святитель
Иннокентий Херсонский
[править] Архангел Салафиил
Архангел Салафиил (молитва к Богу) .
Упоминается в неканонической книге:
3 Ездр. 5:16.
«И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем
Салафиилом, — пишет Херсонский владыка Иннокентий, — чтобы они чистым
дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли
нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу
благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном
положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к
персям (к груди), то знайте, что это Салафиил.» (Цит.соч.,стр.11-12).
В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил,
молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он
изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками,
прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся.» (Фарусов,
стр. 226—227).
[править] Архангел Иегудиил
Архангел Иегудиил (хвала Божия) .
Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не
встречается.
Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий
или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске
Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в
чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».
Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил
«изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за
полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных
веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым
трудам.» (Фартусов, стр. 227).
«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы
Божией, — пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем
выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого
христианина, трудящегося во славу Божию.» (Цит. соч., стр. 13).
[править] Архангел Рафаил
Архангел Рафаил (помощь Божия) .
Упоминается в неканонической книге:
Тов. 3:16; 12:12-15.
Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно
самому быть милостиву к бедствующим — наставляет Архиепископ Иннокентий
Херсонский (Цит. соч., стр.9).
Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие .
В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел
Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой
стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран.» (Фартусов,
стр.226).
[править] Архангел Уриил
Архангел Уриил (огнь Божий) .
Упоминается в неканонической книге:
3 Ездр. 4:1; 5:20.
Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил
был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению
Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является
просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела,
соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий .
По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь
Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в
левой огненный пламень.» (Фартусов, стр. 226).
«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них
полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и
истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий,
Архимандрит Херсонский. (Цит. соч., стр.10).
[править] Архангел Иеремиил
Архангел Иеремиил (высота Божия) .
Упоминается в неканонической книге:
3 Ездр. 4:36.
«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота
Божия)», — пишет архимандрит Никифор в "Библейской энциклопедии
" (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила
со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях,
предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.
Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или
Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать
возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает
мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает
узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной. (см. Ин. 12:24).
Изображается он, держащим в правой руке весы.
Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream
|